Малоритское благочиние



История

Церковь на территории Беларуси 1958-64гг.

ЧАСТЬ 2

ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В БЕЛОРУССИИ В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКИХ ГОНЕНИЙ (1958 – 1964 ГГ.).

ГЛАВА 1

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ (ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ)

Война, объявленная Церкви Хрущевым и его кликой, набирала темпы. И в этой войне государство не брезговало ни какими, даже самыми низменными и ничтожными приемами стремясь добиться только одного: всеми возможными и невозможными способами уничтожить Церковь. Клевета, шантаж, подкуп, угрозы стали обыденными приемами установления «законности». Церковь с трудом могла удержать наступление «темных сил» государства. И особенно темным оказалось положение Русской Православной Церкви в Белоруссии. Из 1250 православных церквей, действовавших в 1945 г., к концу 1964 г. осталось чуть больше 400 храмов.1

Белоруссия стала плацдармом, на котором государство отрабатывало новые методы борьбы с Церковью.

Важнейшим звеном начала атаки на религию оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В этом постановлении всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намеченных мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущева война с Церковью началась с ее фактического ограбления, как в финансовом, так и имущественном плане. Постановление Совета Министров СССР вновь вводились, отмененные ранее, налоги со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков.2 В феврале 1956 года Советом по делам Русской Православной Церкви был получен «проект Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР об изменении порядка страхования строений, находящихся в пользовании религиозных объединений и взимания налога с них.3 Из этого документа становится видно,что Государство открыто выступило против Церкви. «Министерство финансов СССР считает целесообразным произвести в 1959 году переоценку строений, переданных религиозным объединениям в аренду или пользование на иных началах, исходя из их современной стоимости. В результате этого страхования оценка молитвенных зданий повысилась в 3-4 раза и соответственно увеличится размер выплачиваемого страхового возмещения в случае их гибели».

«Увеличение страховых платежей и налога со строений в 3-4 раза больше всего коснется Жировицкого монастыря и частично Гродненского и особенно сельских общин, где имеются большие типовые церковные здания, а церковный доход незначительный. Например Минский кафедральный собор уплачивает страховку и налог со строений в настоящее время в сумме 8500 рублей, то при новой оценке здания эта сумма увеличена в 4 раза и составит 34 тысячи. Учитывая, что общий доход собора составляет 300-500 тысяч в год, то увеличение налога не внесет существенных изменений в деятельность собора.

Зато в сельской местности, где имеются большиеьтиповые церковные здания (а таких в западных районах республики немало), увеличение страховки и налога со строений в 3-4 раза при доходности церкви в 20-30 тысяч рублей в год, и иногда и меньше, безусловно, отразится на деятельности этой церкви».5

В 1958 году в прессе прошла компания, направленная против продажи в храмах свечей. Вследствие этой компании был повышен налог на доход свечных мастерских, было запрещено продавать свечи выше их закупочной цены под тем предлогом, будто «такая прибыль равноценна «взиманию обязательных пожертвований» церковью, что запрещено законом».6

Важным моментом в этом постановлении является то, что «сообщенное Церкви 28 октября вступало в силу с 1 октября, что повлекло за собой взыскание дополнительной платы за уже проданные свечи».7

Многие приходы, не имевшие в запасе денежных средств, оказались в отчаянном положении. Чтобы найти хоть какой-то выход из создавшегося положения, во многих приходах начали распускать платные хоры, стали чаще использовать свечи, приобретенные в государственных магазинах, уменьшились доходы священников.

Духовенство буквально разорялось.

Все попытки организовать сбор средств для покрытия задолженности с помощью «дворовых обходов» пресекались самым жесточайшим образом: священников снимали с регистрации, отправляли за штат.8

«По указанию священника Рудевичской церкви Волковысского района Гродненской области…был организован сбор денег по 10-15 руб. с каждой семьи верующих для погашения налога. Случаи незаконного сбора средств имели место в Ляшской и Седельской церквях. Уполномоченный предупредил этих священников о незаконности их деятельности».9

Все эти перечисленные меры были направлены на то, чтобы как можно большее число приходов лишились самообеспечения, что послужило бы поводом к их закрытию.

С 1958 – 1964 гг. возобновились массовые закрытия храмов. Власти старались использовать любые предлоги для сокращения количества действующих общин. Зачастую закрытие храмов производилось через снятие с регистрации приходских общин, вследствие, якобы, прекращения ими своей деятельности. Только за один 1960 год было закрыто более сорока штатных храмов.10

В этом же году была проведена масштабная акция по закрытию приписных храмов. Официальным поводом к закрытию послужила их ветхость. О масштабах гонений на Церковь ярко свидетельствуют ниже приведенные данные. (Из отчета по Минской епархии за 1960 год)

Число приходов:

на 1.01.60 г. : штатных: 701 приписных:280 всего с приписными:981

на31.12.60 г. : всего с приписными: 661

И это был не предел.

К концу 1963 года число приходов сократилось до 437. Таким образом, к 1964 году Церковь на Белоруссии разделилась на 14 благочиний и приобрела следующий вид:

Брестское благочиние 38 церквей

Барановическое благочиние 38 церквей

Кобринское благочиние 42 церкви

Пинское благочиние 50 церквей

Витебское благочиние 19 церквей

Глубокское благочиние 37 церквей

Гомельское благочиние 34 церкви

Мозырское благочиние 15 церквей

Волковысское благочиние 30 церквей

Гродненское благочиние

Автор: иерей В.Равинский



Нужна Ваша помощь!:

Благотворительность:

Пожертвование на храм :