Малоритское благочиние



История

Православная Церковь в Истории Белоруссии.

История Православной Церкви в Беларуси на протяжении многих веков – от крещения святым князем Владимиром Киевской Руси до наших дней была не гладкой, а исполненной многими испытаниями и трудностями. Выделяются несколько периодов при ознакомлении с прошлым Православной Церкви в Белоруссии. Условно их можно определить как киевский (конец X-XII века), литовский (XII-XVI века), польский (XVII-XVIII века), российский (XVIII-начало XX века) и советский. Сведения о том, как происходило распространение новой, принятой св.князем Владимиром Православной веры говорится в древних летописях: Густынской, Лаврентьевской.

По некоторым летописным данным, начало распространения христианства в Беларуси относится к концу X столетия, и связано оно с древними белорусскими городами Полоцком и Туровом. Первое упоминание Полоцка относится к 864 (862) году, когда он вспоминается среди тех городов, которые легендарный варяг Рюрик, сидя в построенном им Новгороде, раздал своим вельможам: “Прешед же (Рюрик) из Ладоги ко Ильменю озеру, построил Новград над Волховом и ту пребывая, раздаде области вельможам своим: овому Полотск, овому Ростов, иному Белоозеро, иному Изборск, Смоленск, и Муром“. Среди городов Полоцк упоминается первым, отсюда можно сделать вывод, что Полоцк был в то время если не старейшим городом, то по крайней мере более могущественным, чем остальные – центром земли кривичей( а прежде жители в Новгороде славяне, в Полоцке кривичи). Спустя сто лет после этих событий в 980 Новгородский князь Владимир в целях заключения союза с Рогволодом, правящего в то время Полоцком, пытался сосватать его дочь Рогнеду. “И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: Хочу дочь твою взять себе в жены. Тот же спросил у дочери своей: Хочешь ли за Владимира. Она же ответила: Не хочу разуть рабичича (сына рабыни), но за Эрополка хочу. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды, дочери Полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал воинов много: варягов и славян, чуди и кривичей и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Эрополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух сыновей его, а дочь его взял в жены ”(Лаврентьевская летопись). В этом рассказе настораживает одна деталь: на стороне Владимира против своего князя воевали и кривичи, вероятно недовольные внутренней политикой, проводимой Рогволодом. По сохранившемуся преданию христианская община возникла ранее этих событий – возможно, в результате проповеди, с которой пришла в Полоцк княгиня Ольга. Особый интерес представляет сказание, описанное в одной из исландских саг о первых временах становления христианства в Полоцке. Главным героем этой “Саги о крещении” является святой Торвальд, который крестил исландские земли, после чего посетил Иерусалим и Царьград. Возвращаясь через Киев, он умер неподалеку от Полоцка, где в это время уже был храм во имя Иоанна Предтечи. Вот как повествует об этих событиях сага: “Торвальд умер в России неподолеку от Полтеска, где и похоронен на горе у храма Иоанна Крестителя, а затем был признан святым. Бранд, известный пилигрим, рассказывает: Я прибыл туда, где Торвальду, сыну Кодрана, Христос дал упокоение; там похоронен он на высокой горе, вверху наДрафни(местонахождение не установлено) у храма Иоанна”. Позже, вероятно, в XIII столетии, при этой Предтечевой церкви возник монастырь, документально упомянутый в XIV веке. В 988 году ( а возможно, ранее Рогнеда и ее сын от князя Владимира Изяслав приняли крещение и спустя четыре года были отправлены в Полоцк: князь отказался от многоженства, а при разделе городов между своими сыновьями “ посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове” (Лаврентьевская летопись). Как видим, и в это время Полоцк был третьим по значению городом после Киева и Новгорода. Киевским митрополитом в Полоцк вместе с Изяславом был послан епископ ( имя его, к сожалению, не известно) для укрепления новокрещенных полочан в вере и благочестии, организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства. Так в 992 году была основана первая епархия в землях Белой Руси, и Православие начало свое бытие в белорусских пределах, положивши начало духовно-нравственному и церковному устроению древне-русских земель и народов, их населявших. При раскопках на месте возведенного Всеславом II в середине XI века каменного Софийского собора было найдено большое пожарище. Вероятно, что этот до-Всеславов деревянный Софийский храм и был кафедральным, поскольку таковыми были на Руси все Софийские соборы. Впоследствии, по разлучении с мужем Рогнеда приняла постриг с именем Анастасии (Полное собрание русских летописей). Умерла она в 1000 году, а через год скончался в молодых летах и князь Изяслав, который был “тихим и смиренным, и любил и почитал Церковь, чтил Святые Писания, бал слезен, умилен и долготерпелив”. В1003 году скончался и малолетний сын Изяслава Всеслав I, который был “ кроток и молчалив, укланяясь от всех суетных, изучен Писанию”. К сожалению, древнерусские летописи не сообщают никаких подробностей о том, как протекало крещение Полоцкой и Туровской земель, какие при этом происходили события. Можно предполагать, что оно не было единовременным актом, но растянулось на несколько десятилетий. В Полоцке и Турове наряду с многими другими городами Руси были учреждены епископские кафедры. В исторической литературе нет особых расхождений по поводу того, когда епископия утвердилась в Полоцке. Польские историки ХУIII века Стебельский и Несецкий относили ее утверждение к концу Х столетия. Так же считал архиепископ Макарий, отмечавший: “По крайней мере о Новгороде, Ростове и Владимира Волынском... ясно говорится, что в них учредили епископские кафедры. Касательно трех других: Тмутаракани, Полоцка и Турова - можно заключить то же самое с вероятностью...“ Знаменитый церковный историк ссылался при этом на рукописное житие святого Леонтия Ростовского (ХУI век), в котором говорилось о поставлении в Полоцк епископа еще в бытность святого Владимира. Аналогичное мнение разделял Е.Е. Голубинский, по общему мнению весьма пристрастный исследователь, часто склонный к гиперкритицизму, тем не менее утверждавший, что Полоцк принадлежал к городам,”в которых открытие епархии есть вся возможность усвоять святому Владимиру”. Широко известный ныне специалист по истории Православной Церкви времен Я.Н. Щапов в своей монографии заключает: “Что касается возникновения епископской кафедры, то политические условия существовали для этого еще при самом Владимира, когда в Полоцке сидел его сын Изяслав ( 1001), или позднее, при его внуке Брячиславе Изяславиче ( 1044)...”. Несколько иного мнения придерживается московский археолог О.М. Рапов, так же склоняющийся к мысли о начальном распространении христианства в землях Белоруссия еще при князе Владимире, но придающий первостепенное значение в этом процессе не Полоцку, а Заславлю. С его точки зрения, именно древний Заславль “стал первым центром распространения христианства в Полоцкой области”. Вместе с тем, исследователи неоднократно обращали внимание на то, что в древнерусских летописях первый Полоцкий епископ святитель Мина упоминается лишь под 1105 годом. Однако, с другой стороны, в житии преподобной Евфросинии Полоцкой содержится известие о более раннем пребывании в городе епископов. Занимавший после святителя Мины местную кафедру епископ Илья, однажды благословив преподобную Евфросинию на жительство при Спасо-Преображенской церкви, говорил о том, что в этом храме “братия наша лежит, прежде нас бывшие епископы”, кроме святителя Мины, подразумевая тем самым неизвестных нам Владык. Судя по тому, что полоцкий собор Святой Софии был возведен в середине ХI столетия, во время княжения Всеслава Брячиславича (это подтверждает “Слово о полку Игореве”), и по своему статусу предназначался для епископского служения, можно утверждать, что уже в первой половине ХI века в Полоцке существовала епископская кафедра, скорее всего основанная еще при святом Владимире. Подобный вывод разделяют многие исследователи, как дореволюционные, так и современные. Более сложной является проблема об учреждении епископии в другом белорусском городе - Турове. В рукописном сборнике, принадлежавшем в ХУII столетии архимандриту Киево-Печерского монастыря Иосифу (Тризне), сообщается, что епископская кафедра в Турове учреждена в 1005 году. К сожалению, на протяжении последующих ста лет в древнерусских летописях каких-либо упоминаний об этой кафедре нет. В Ипатьевском летолисном своде Туровская епархия упоминается только под 1144 годом.

Автор: священник Ф.Кривонос



Нужна Ваша помощь!:

Благотворительность:

Пожертвование на храм :

Содержание:

1. 1
2. 2

12