Малоритское благочиние



Литургия

Забытый праздник - Рождество святителя Николая

Русские службы - Богословие, святоотеческое наследие - РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Русское Воскресение
http://www.voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova.htm

Русские службы

Рождеству святителя Николая

               Приди в Русь и вижь: яко несть града и села,      
            идеже не быша чудеса святого Николы, их же 
            не можно за множество писанию предати…

Велика на Руси слава Угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем Святителя. В скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах, даже заговорах запечатлено обращение к любимому народом Святому. Эта ветвь творчества – фольклорная, устная – донесла до нас и рассказ о начале прославления св. Николая в нашей земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых рассказывается в нем происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия Христианства на Руси [1] .

Другая ветвь русского духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распро­странятся на Руси с конца Х века. С одной стороны – это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов Жития так и собственно русские Сказания и Повести о св. Николае, о чудотворных образах Святого. С другой стороны – богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь – от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь «Николы батюшки». Вопросам изучения русской гимнографии в честь св. Николая и посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания – праздник и службы Рождеству св. Николая (29 июля / 11 августа) [2] .

На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем Святителя, праздник Рождества – самый загадочный. Мы не знаем когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования Рождества св. Николая [3] ? Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них – это наша первая задача.

Вторая задача состоит в том, чтобы донести до православного читателя сами богослужебные последования. Как известно, память Рождества св. Николая хотя и включена в современный Месяцеслов Православной Церкви, но службы на этот праздник не изданы и, соответственно, не известны широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Между тем духовное желание почтить Великого Угодника Божия в праздник его Рождества непременно возникает в сердцах православных людей, особенно же – прихожан, насельников монастырей, священников, отправляющих богослужения в храмах и обителях, освященных в честь св. Николая.

           Всечестное твое рождество, отче Николае,

           ангелов множество на небеси и человеческий

           род на земли, честно ублажает…               

Что же определенного можно сказать о происхождении праздника и служб Рождеству Святителя?

Прежде всего, что праздник принадлежит к одним из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание его содержится в славянской глаголической рукописи XII - XIII вв [4] . Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку [5] . Подчеркнем, что Рождество св. Николая упоминается исключительно в рукописях славяно-русских. Возможно, это свидетельствует о происхождении праздника.

Складывается впечатление, что Рождество св. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православного богослужения на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями гимнографии Рождеству св. Николая. В списках XVII - XVIII вв. дошли до нас две разные службы на этот праздник. В сущности, они отражают две традиции празднования Рождества св. Николая , бытовавшие в разное время и в разных областях России. Первый вариант зафиксирован в рукописи из Новгорода. Второй – в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору.

История Новгорода крепко связана с именем Святого. Вспомним, например, что уже в XI веке в Новгороде существовала церковь Николы Можайского. А в первой четверти XIII века жители города видели множество чудес от Зарайского образа Святителя – он гостил в городе по пути из Корсуни в земли рязанские ... Последний факт наводит на ряд размышлений. Как известно, город Зарайск принял Святыню – чудотворную икону св. Николая в 1225 году. Торжественная встреча образа состоялась у стен города 29 июля – в день, который приходится днем Рождества св. Николая. Сведений о церковном празднике Рождеству Святителя в Зарайске мы не имеем. Однако, как указывает прот. Василий (Изюмский) – автор замечательной книги об истории чудотворного образа Святителя и почитании его в Зарайске – «в народе Рождество св.Николая отмечалось издревле… дети на этот праздник, подобно как на Рождество Христово, славили св. Николая пением особых стихов, составленных в его честь» [6] . Приобрел ли Новгород знание о рождественском празднике Святителю от принесения Корсунской иконы или наоборот – посещение Новгорода повлияло на формирование традиции почитания образа в Зарайске? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся к Новгороду.

Прямые свидетельства о праздновании Рождества св. Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось Крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу» [7] . Чиновник датируется XVI веком. В это время в Новгороде существовал и монастырь, специально посвященный Рождеству Святителя, как говорится в Летописи, монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение . Он был основан в 1556 году [8] . Что послужило причиной основания монастыря? Может быть, оно имело чудесную предысторию, связанную с окормлением Святителем новгородского люда и возведение обители в честь Праздника явилось естественным откликом верующих на помощь Святителя? В текстах службы неоднократно упоминается некий град , находящийся под покровительством св. Николая. Например, в одной из стихир на Литии поется: …неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби… .

Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана в Великом Новгороде в лето 7165 [1657 г.]. То есть спустя более 100 лет после основания монастыря и памятной записи в Чиновнике Софийского новгородского собора. Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в сердце монастырской жизни Московской Руси – Свято Троице Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке был обнаружен еще один список этой службы Рождеству св. Николая РГБ ф.299 №484.1. Он датирован 1723 годом.

Перенесемся теперь с северо-запада к северо-востоку от Москвы – на Вятскую землю. 24 мая 1380 года на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ св. Николая. Он получил именование «Великорецкий». Весть об исходящей от образа благодати облетела всю русскую землю, и в 1555 году по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного свершилось принесение Великорецкого образа в Москву. Крестному ходу всей России с образом Святителя можно уподобить это грандиозное шествие. По рекам – Вятке, Каме, Волге, Оке, Москве творя на пути многие чудеса, прибыл чудотворный образ к месту своего назначения. Вослед этому событию была написана Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву… ; составлены тропарь и кондак московскому празднику Принесения образа… ; создана «московская» копия чудотворной иконы; устроен придел «Николы Великорецкого» в новоотстроенном храме Покрова Пресвятой Богородицы и… установлен праздник Рождества св. Николая .

Повесть о принесении Великорецкого образа рассказывает, что по прибытии образа в Москву царь Иоанн Васильевич встретил «высокого гостя» 29 июля у Симонова монастыря. Это был день Рождества св. Николая… Об установлении праздника говорится в приписке к Уставу Успенского собора Московского Кремля, сделанной во 2-й половине XVI века: «Уставися праздновати Рождеству св. Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву» [9] . Что касается собственно службы, то Устав Успенского собора Московского Кремля не содержит указаний на особые песнопения Рождеству св. Николая. Вероятно, в Москве установленное празднование действительно ограничилось Крестным ходом к иконе «Николы Великорецкого» что на рву (как записано в Уставе) и не предполагало самостоятельного богослужебного последования. Но на Вятке сложилось иначе. Там была составлена отдельная служба Рождеству Святителя [10] . Она-то и дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора (БАН Вятского собрание №66). Это рукопись начала XVIII века, возможно, список с более раннего источника. Гимнографические тексты доносят до нас информацию о написании службы по святительскому благословению . Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св. Николая.

С цветением духовного поля земли русской в XVI веке связано распространение русских памятей, церковных торжеств, связанных с отечественной духовной традицией. Рождество св. Николая несомненно принадлежит к числу полюбившихся и, может быть, прижившихся только на Руси церковных памятей. Этот праздник обнимает всю Россию. Посудите сами. Днем 29 июля оказываются отмечены все важные вехи заступнического шествия св. Николая по Руси: Пренесение Зарайкого образа из Корсуни в земли рязанские, Принесение образа «Николы Великорецкого» в Москву и Принесение на Русь Можайского образа Святителя [11] . Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества св. Николая стал в своем роде «всепразднественным» и отмечался всем русским православным миром.

Каковы особенности содержания служб Рождеству св. Николаю? Как открывается в двух разных службах «сюжет» одного Праздника? Что объединяет эти последования и чем они отличаются?

Прежде всего, обратим внимание на то, что в календаре Православной Церкви всего четыре рождественских праздника: Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и св. Николая. Торжество св. Николаю по времени установления самое позднее, поэтому, естественно, составляя богослужебные последования Святителю, песнотворцы ориентировались на уже известные Двунадесятые рождественские праздники [12] . Темы, почерпнутые из этих служб и стали общими для двух последований св. Николаю. Что это за темы?

Например, прославление рождества Святителя, как события святого и чудесного. Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует… – так начинается тропарь гл.4 «вятской» службы.

Другая тема – воспевание праведности родителей Святого. В текстах того же «вятского» варианта встречается молитвенное обращение верующих к Феофану и Нонне. Настолько велика была любовь к Святителю! В стихире на Славу на Стиховне гл.2 поется: …блажен еси Феофане, яко такову отроку быв родитель, хотящаго родити словом учения многих ко спасению; блаженна ложесна твоя Нонно, имаже носила еси, и красна сосца твоя, имаже воздоила еси хотящаго напитати душетленным гладом тающия… но помолимся вама блаженная, еже молити его о нас, да испросит у Христа мира мирови и душам нашим велию милость .

С особым вниманием относятся гимнографы к темам обетования родителей св. Николая и нареченности Святителя от Бога. Темы эти восходят к сюжетам Евангельским. Вспомним, как некогда Ангел-благовеститель явился к Деве Марии и возвестил ей волю Божию. На что ответила Она со смирением: Се раба Господня; буди мне по глаголу твоему . Воля Божия и человеческая стали едины и тогда на землю пришел Спаситель. Подобный сюжет мы видим в рождестве св. Николая. Молясь непрестанно ко Господу о даровании сына Феофан и Нонна дали обет посвятить свое чадо на служение Богу. Они изъявили свою волю и их обетование соединилось с Промыслом Божиим: …ты еще во утробе матерни / святительства прозвание приим / нареченное от Бога… (стихира на Литии гл.8 из «новгородской» службы) или …иже от младенчества освященный / и якоже Самуил в дар Богу возложенный / отче святителю Николае… (стихира на Славу на «Хвалите Господа» гл.4 из «вятского» варианта службы).

Общие темы – это не единственное, что связывает службы св. Николаю с гимнографией Двунадесятым праздникам. Так, в «новгородском» варианте заимствуются и фразеологические обороты из текстов Рождеству Богородицы.

Например, строкой Сей день веселия, радуйтеся, людие ... (вариант: Сей день Господень, радуйтеся, людие…) из последования св. Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы. Другой пример – стихира Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…. В службе Рождеству Богородицы она звучит так: Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…. В данном случае заимствуется не отдельная строка, но вся стихира строится по подобию текста Богородице.

Еще один пример показывает, как мог меняться смысл при переносе фразы из одной службы в другую. В тексте из последования Пресвятой Богородице этот оборот звучит так:

   …и радуется земное естество ныне человеческое,

    славяще истинную Родительницу Избавителя

    Иисуса Единаго Бога .

В стихире св. Николаю фраза изменяется:

    …Феофане радуйся, Ноно веселися,

     славяще Истиннаго Святая и Избавителя

     Иисуса Единаго Господа .

В последнем случае прославляется не св. Николай, как прославлялась Богородица – Истинная Родительница Избавителя Иисуса Единаго Бога , но Сам Господь – Истинный Святой и Избавитель ! Таким образом, в службе Святителю эта фраза приобретает догматический смысл. Как Православная Церковь, воспевая своих Святых, воспевает Господа, так и Феофан и Нона рождением богоугодного отроча Николая прославили Господа Иисуса Христа.

Такое смысловое варьирование текста, отдельных его оборотов, повторяющихся от службы к службе, раскрывает один из важнейших законов богослужебного творчества. Это сочетание канонического и индивидуального в творчестве гимнографа, распевщика, иконописца, зодчего…

Чем же отличны друг от друга «новгородская» и «вятская» службы Рождеству Святителя?

Во-первых, составом стихир. «Новгородский» вариант ограничен праздничными песнопениями Великой вечерни. При этом большая часть текстов и, в том числе, канон заимствованы из греческой декабрьской службы. Возможно, небольшой состав праздничных текстов свидетельствует о древности службы. Вспомним, что русское последование на Перенесение мощей св. Николая (9/22 мая), в момент своего возникновения в XI - XII веке также содержала малое количество праздничных текстов.

  «Вятский» вариант – более распространенный, он включает последование и Великой, и Малой вечерни. Кроме того, здесь дается канон Рождеству св. Николая, не только ирмосы, но и тропари которого являются оригинальными творениями русских гимнографов.

Встречаются ли в службах общие тексты?

Да! Это четыре текста: кондак , два седальна и стихира . По виду они относятся к древнейшим из тех, что вошли в богослужебные последования. Возможно, это свидетельствует о существовании некоего первоначального – древнейшего варианта, на который и опирались песнотворцы в составлении известных нам служб [13] . К этому нужно добавить, что стилистика и поэтический язык обоих последований говорят о русском происхождении основного корпуса рождественских текстов. Вспомним, например, такие характерные для русской гимнографической традиции обороты, как Приидите Вси празднолюбцы … или Всяк град и страна … и т.п.

Второе, чем принципиально отличаются службы, – это их богословская концепция. В центре «новгородского» варианта стоит чудо о спасении трех воевод . Св. Николай воспевается, как сделавшийся подобным Христу в спасении людей. В тропаре гл.4 поется:

      Тайнодерзновенно уподобился еси мудре

      царя бо обличил еси ангелом двократы

      избави три мужи от смерти

      тем по успении твоем сияеши чудесы

      отче наш Николае…      

Соответственно с этим в стихирах службы св. Николай прославляется как спасение человекам… , дивный врач и спаситель… , клятве взятие благословению подание…

По своей содержательной идее «новгородская» служба является преемницей греческого последования на Преставление св. Николая (6/19 декабря). И в этом ее архаичность. Она в сущности не создает новой традиции воспевания Святителя (хотя, конечно, вводит в гимнографию ряд новых тем, связанных с рождеством). Этим объясняется отчасти и то, что «новгородская» служба только на 30% состоит из новых русских текстов, заимствование остальных стихир из греческой службы оправдано единством содержания.

Что касается «вятского» варианта, то в нем проложен, в общем-то, новый путь к прославлению св. Николая. В центре внимания гимнографа – чудеса, сопровождавшие младенческие годы Святителя . Они рассматриваются как пророчества его особенных талантов. Главное из них – чудо о стоянии ног . Напомним, что в младенчестве, при Крещении св. Николай три часа простоял в купели никем не держимый. В текстах службы это чудо трактуется по-разному. Например, как пророчество о таланте св. Николая всей вселенней назирателя ; как пророчество о непреклонности Святителя; как свидетельство будущего прославления им Святой Троицы и т.д.

Такое новое дыхание в содержании службы до минимума ограничило введение в нее текстов из других последований Святителю. Напомним, что «вятский» вариант на 90 % составлен из оригинальных русских стихир. При всем этом некоторые из них написаны по подобию текстов греческой декабрьской службы. Именно по подобию – сравнение русского текста и его греческого протографа позволяет ясно увидеть особенности русского понимания образа св. Николая, те смысловые нюансы, которые вносит русская гимнография в воспевание Святителя.

Приведем пример интерпретации в русских текстах известного чуда о спасении трех воевод. С одной стороны, оно может быть представлено обобщенно. Тогда соответствующие строфы греческой стихиры-образца заменяются общей фразой: спасенныя воды изливаеши . С другой стороны, из воспевания этого чуда в стихирах «вятской» службы вырастает именование Святителя царям окормитель . Такое обращение к св. Николаю отражало истинное положение его по отношению к держателям верховной власти на Руси. В частности, здесь можно вспомнить, что создание этой рождественской службы связано со временем после взятия Казани Иоанном Грозным. В таком контексте обращение к Святителю царям окормитель звучит вполне определенно. Кроме того, оно не является единственным. В службе есть еще одно подобное моление к св. Николаю подать царем нашим победы на враги .

Итак, при определенной смысловой общности две службы Рождеству св. Николая отличаются составом праздничных стихир и, главное – своей богословской концепцией. При этом «новгородский» вариант представляется более архаичным.

Теперь зададимся вопросом об особенностях певческого содержания служб.

К сожалению, нам пока не известны нотированные списки этих последований. Однако, некоторые особенности певческой интерпретации видны и из тех рукописей, которыми мы располагаем.

По словам Святых Отцев, богослужебное пение имеет словесный характер, то есть оно не существует вне смыслового содержания текстов. Именно поэтому в гимнографичекой традиции в принципе не существует рукописей непевческих. Другое дело, что есть списки ненотированные и нотированные . В первых – певческие указания ограничиваются обозначением гласа и подобна. Во вторых – выписываются непосредственно распевы текстов. Мы имеем дело с рукописями первой категории, поэтому рассмотрим проблемы гласового прочтения и роли подобнов. Как и другие вопросы певческой интерпретации они обращены прежде всего к сфере содержания текстов.

По словам М. Скабаллановича , Церковный Устав придает большое значение тому, на какой глас поются первые праздничные стихиры службы, то есть стихиры на «Господи воззвах». К ним мы и обратимся.

В обоих службах Рождеству св. Николая эти стихиры положены на 1-й глас (в «новгородском» варианте – это тексты Великой вечерни, в «вятском» – Малой вечерни). Такое совпадение в гласовой интерпретации не случайно. Оно вызвано единым пониманием смысла празднуемого события. Какова же музыкальная философия первого гласа [14] ?

Прежде всего, его можно назвать гласом начала, а именно: предверия воскресения, спасения, творения и воссоздания, покаяния, началом шествия Господа к страданиям, подвижнической жизни… Образ этот естественно возникает в прославлении рождества – начала жизни.

Первый глас – это глас «небошественный», глас Божественного величия, небесной красоты, глас благолепия мира Горнего и духовной сладости мира дольнего, глас примирения Неба с землей во едином триумфе всемирной славы и общего торжества. Такое гласовое решение раскрывает евангельскую суть празднуемого события – рождество праведника свершается тогда, когда в едином желании соединяются две воли Божественная и человеческая…

Философия гласа складывается из содержания многих и многих текстов. И, в сущности, трудно разграничить, где кончается текст и начинается его гласовое решение, настолько они слиты по смыслу. То же можно сказать и о подобнах.

Что такое подобен? Это текст-образец. По сути – еще один смысловой уровень в этой иерархии. Понять содержание подобна, увидеть, как оно преломляется в стихире и вследствие этого правильно распеть стихиру – вот в чем заключается суть пения на подобен.

Стихиры, к которым мы обратились, имеют подобны: О дивное чудо… («новгородская» служба) и Небесным чином радование… («вятская» служба). Оба текста посвящены Богородице: первый взят из службы на Успение Богородицы, второй – это Богородичен из Октоиха. О чем эти тексты?

Подобен Небесным чином радование… – это песнь, объединившая в прославлении Святой Девы Небо и землю. Она удивительно открыта и немногословна, можно сказать, проста. Она как чистый источник – Святая вода:

       Небесным чином радование

     и на земли человекам

       Крепкая Помощница Чистая Дево

       спаси ны к Тебе прибегаем

       яко на Тя упование с Богом

       Богородице возложихом.

Как и принято в системе пения на подобен, смысл конспективно, кратко обозначенный в подобне во всей полноте раскрывается в стихирах, написанных по его образцу. На подобен Небесным чином радование … положено три стихиры: Ныне светло празднуем… , Ныне святителю Николае… , Ныне отечество твое… .

В первой из них рассказано собственно о событии Рождества св. Николая. Возсияв от праведников: добляго Феофана и благочестивыя Ноны св. Николай явился великим светильником Христовым . Вот два источника рождения Святителя, единение двух начал – Божественного и человеческого.

Во второй стихире говорится о Горнем Иерусалиме , где со святыми ангельскими силами пребывает ныне душа Святителя, вместе с тем звучит моление к св. Николаю назирать нас , бывших на земле и празднующих любовию день рождения его. Здесь показано слияние двух миров – Небесного и земного в праздновании рождества Святителя.

Идея третьей стихиры заключается в том, чтобы показать монолитность мира Православного на земле. Во святем и славнем рождестве св. Николая светло празднуют и град Ликия – отечество Святителя, и град Хлынов – образ всей России, вопиющей св. Николаю: Ты еси отче похвала наше и утверждение . Рождество св. Николая воспевается как торжество Православия.

Таков смысл стихир, написанных на подобен Небесным чином радование . Обратимся теперь к другому подобну – О дивное чудо . Что в нем?

Особенность содержания этого текста обусловлена его происхождением. Напомним, что он принадлежит службе Успению Богородицы. Как понимается в святотеческой традиции Успение? –Как преставление к животу (тропарь Успения гл.1). Смерть осмысляется как рождение в Живот Вечный:

    О дивное чудо

    источник жизни во гробе полагается

    и лествица к Небеси гроб бывает

    веселися Гепсимании Богородично святый дом

    воспоим верении Гавриила мученико началеника

    Обрадованная радуйся с Тобою Господь

    подаи мирови Тобою велию милость.

Отсюда – и первая смысловая нить, связывающая подобен и стихиры св. Николаю: понимание успения и рождества как близких богословских категорий. Такое понимание ясно предстает в сравнении смыслов соответствующих строк подобна и стихир.

Например, в подобне прославляется Гефсимания – священный сад, место нахождения погребального вертепа Пресвятой Девы Марии Богородицы, в котором доныне сохраняется гроб Ее: …веселися Гепсимании богородично святый дом…      

В соответствующих строках стихир воспеваются родители св. Николая: … радуйтесь Феофане и Ноно из них же спасение человеком родися … (первая стихира), …возсия…от Феофана и Ноны престол Божий… (вторая стихира). Феофан и Нона прославляются гимнографом как образ того священного сада, в котором процвел, Угодник Божий Николай.

К этому добавим, что обращения к св. Николаю: спасение человеком родися …, престол Божий… приняты в гимнографии для воспевания Пресвятой Богородицы. Вспомним, например, строки из песнопения Рождеству Богородицы: Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы… (стихира на «Господи воззвах» гл.6) или Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова… (стихира на Славу на «Господи воззвах» гл.6).

Вторая смысловая нить, связывающая подобен и стихиры возводит наш ум к видению в жизни Святых праведников Образа всех вещей – Жития Христа.

Интерпретируя в стихирах смысл подобна гимнограф приходит к воспоминанию Домостроительства Божия: Господь заклал Себя в жертву ради нас, совершил Спасение наше. Прославление Спасительных деяний Христа становится догматическим уровнем содержания стихир св. Николаю.

На подобен О дивное чудо положены три стихиры: Приспе день светлого рождества… , Сей день веселия… , Твое славят рождество… . Первая стихира направлена к воспоминанию Воплощения. Здесь показано, что в рождестве св. Николая был прославлен Сам Господь Иисус Христос:

   … радуйтесь Феофане и Ноно,

    из них же спасение человеком родися…

   …Феофане радуйся, Ноно веселися

    славяще Истиннаго Святая и Избавителя

    Иисуса Единаго Господа.

Во второй стихире воспета победа над грехом, свершившаяся в Крестной смерти Господа. Не случайно св. Николай именуется здесь приятелищем чистоты . Мысль эта дается еще сильнее в обращении к Святителю: клятве взятие благословению подание

Третья стихира. Стяжание Духа Святаго. Спасение мира. «Сидение одесную Отца». Господь в Силах. Господь Вседержитель. Передать «небошественный» смысл этого текста можно действительно только отдельными возгласами, вобравшими духовный восторг поющего Спасение мира…:

    …святителю Николае

  разумнаго света заре

  церковное светило

  святительская красота

  царское украшение

  богопроповедниче богоходатайный

  блаженный разум

  святопрорзябший гроздь винограда животного ...

     …О святопомазанная главо

       о всечестный верх

       о всеблаженне и преблаженне…

  Заметим, что богословская интерпретация подобна строго определила и количество стихир – три. Три – число Божественной полноты. В трех стихирах последовательно раскрываются три спасительных Деяния Христа… Может быть в том именно и заключается отличие стихир, написанных на подобен от стихир самогласных, что первые имеют строгую внутреннюю «программу», раз и навсегда определившую не только их догматический смысл но даже и количество текстов. Во всяком случае, есть основания полагать, что таковым создание стихир на подобен было в древности. И как мы видим, стихиры из «новгородской» службы Рождеству св. Николая написаны в древнейших, лучших – истинных традициях гимнографического творчества. Это говорит о высокой духовной жизни песнотворца, имевшего дезновение воспеть Великого Угодника Божия св. Николая и прославить Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа .

Месяца июля в 29 день

РОЖДЕСТВО ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКОЛЫ АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА [15]

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

Блажен муж: Антифон 1:

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1

Подобен: О, дивное чудо:

П риспе день светлого рождества. ныне сошедшеся вернии, рождество творим. великаго святителя Николы. от благого корени боголюбиваго отца Феофана. из ложесн от богонравныя матери своея Ноны. радуйтесь Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися. и кто доволен по достоянию возможет восхвалити. от Ноны днесь младеньствующаго Феофане радуйся. Ноно веселися, славяще Истинаго Святая. и Избавителя Иисуса Единаго Господа [16] .

С ей день веселия радуйтеся людие. се бо свету светилник от Ноны днесь преславно прозябе. всемирная радость от праведника возсия нам, от Феофана и Ноны, небесный престол Божий. приятелище чистоты. радость провозвещающе всему миру. житию нашему ходатай. и клятве взятие благословению подание. темже в рожество твое святителю богозванный. мир мирови испроси. и душам нашим велию милость.

Т вое славят рождество, святителю Николае. разумнаго света заре. церковное светило святительская красота. царское украшение богопроповедниче богоходатайныи. блаженный разум свято прозябший гроздь. винограда животного вино искапил еси веселящее верных сердца. дряхльствующая же омрачением лести. упоеныя пияньством идольскаго гнева. всяк богоразумию привел еси. О святопомазанная главо, о всечестный верх . О всеблаженне и преблаженне , честный наш учителю прииди и посети нас, озлобленныя греховными страстьми. Христу помолися даровати душам нашим велию милость [17] .

Ины стихиры, глас 2

Подобен: Кими похвальными:

К ими похвальными венцы. увязем святителя священству венца. благочестию управление. церкви светлое украшение. источника божественных исцелений. неисчерпаемого. пролитие дарований духовных. реку многих чудес, вселенную веселяща течением Николу добраго предстателя нашего и хранителя.

К ими смиренными устнами воспоем святителя дивнаго в чудесех. и бесплотным сожителя. освященнаго от пелен столпа церкви неподвижимаго. веселие земли нашей, правде правителя. сиротам питателя. обидимым заступника. больным врача безмездна. [18]

К ими духовными песньми восхвалим святителя. печальным утешителя, отчаянным упование. ненадеющимся надежда. побеждаемым всем тепла заступника Божественнаго Николу воспевающе. похвалу всем земнородным и всего священства украшение. реку милости воистинну Божественнаго Христова смирения ревнителя. приидете верных собори псаломски восплещем руками и восхвалим святителя Христова и чудотворца Николу. подающаго мирови велию милость .

Слава, гл.8:

П риидите вси добрыи [19] святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие. мужи еже и жены. юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем. всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго благочестия светило воздержания правило терпению столпа. простоте сокровище смирения руку независтную. нищим утешение, странным препитателя. истинныя любве Христовы. делателя воистину блажняго. человекам верным заступника тепла. бедным помощника скора. болезнем и страстем неисцельным врача безмездна. и всяким недугом целителя преизрядна. тем убо ныне сошедшеся на всечестное его рождество. воспоем глаголюш . радуйтеся блаженная версто Феофане присно блаженна. и Ноно блаженная супруго всечестная. рождьшия светилника вселенней просвещающаго. и освещающаго душа наша. [20]

Чтения 3 святительские [21]

На литии стихиры, гл.8

Подобен: О, преславное чудо:

С вятителю отче Николае,* ты еще во утробе матерни * святительства прозвание приим.* нареченное от Бога * ты из млада Христа возлюбил еси * прием от Бога паству словесных овец.* добре пасящи церковь Божию.* тем ныне [22] празднуем всечестное твое рождество * радуися Христа величаем.

С вятителю отче Николае.* испроси яже к Богу твоими молитвами.* церкви утвержение святителя.* покрый молитвою своею.* благовереному и христолюбивому царю нашему * победы дая на враги и одоления.* неподвижиму и необориму граду твоему были сподоби.* и верным людем грехов оставление испроси.* и всем призывающим всечестное рождество твое. прощение согрешением даруй.

С вятителю отче Николае богомудре.* ты воистину явися наставник и учитель.* омраченная сердца наставляющи на истиный путь.* ты бысть нищим и убогим защитник.* сиротам и вдовицам заступник князем крепкое истязание.* святителем известное основание.* вельможам твердше наказание.* и всем верным притекающим к тебе с верою.* и чтущим всечестное твое рождество. испроси грехов оставление:

Слава, гл.6:

В сяк град и страна пресловущему святому храму сему срадуется днесь празднующе всечестное преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы. ибо дивный врач и спаситель наш великий Николае. небеснаго братества лечбы предлагает. к непрестанным лечбам всех тихо созва. не хитростьми человеческими не обязанием но действом Святаго Духа. душевное и телесное исцеление. паче естества подавая. егоже приемлюще доволне, родов всех и возраст славим Христа Бога подающаго его ради велию милость. воспевающим того всечестное и преславное рождество.

И ныне, гл.4

П реславная днесь. видим тленных естество на земли. яко Сыне Божий хощет родитися от Девы всечистыя отроковицы. яко богоглаголивый пророче Давид. рече бо яко пророк сию предзря. одши виждь и приклони ухо твое. и слыши [23] ныне преславная глаголаша о Тебе во всех хъ [Христос]. град Божий и одушевленный странно глаголание. странно повеление странно рождение. ангелом благовещен но

На стиховне стихиры, самогласны, гл.4:

В семирная радость от праведнику возсия нам. от Феофана и Ноны. преславный святитель яже премногия ради чистоты. приятелище Святаго Духа, бывает [24] того молитвами Христе Боже смирение миру ниспошли. и душам нашим велию милость.

Стих: И ты отроча святитель вышняго наречешися..

П роцвел яко финикс давидский отче. и обитель явися Пречистому Духу. и славна тя вселенне, показа. тем убо ныне о нас Христу непрестанно. молися. почитающих верою всечестное рождество твое. Николае всеблаженне. [25]

Стих: У ста праведнаго поуча.

Д несь благоплодная Нона. раждает отроча богоизбранное в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога веселися убо Феофане радуйся Ноно. торжествуйте вси земнороднии ликовствуйте духовно вси празднолюбцы. в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы. молящася Христу Богу непрестанно за душа наша. [26]

Слава, глас З:

П риидите вси празднолюбцы. честное рождество святителя Божия Николы. восхвалимо вопиюще к нему и глаголюще: дар от Бога приял еси. святитель Божий Николае всех христиан недуги исцеляти от бед избавляти. и грехи отпущати от пленения спасати. от горкия смерти избавляти и от всякия нужа и печали. но и нас не презри святителю Христов Николае. веси бо иже требует здравия телесем и душам спасения. тем убо сердечне. и ныне к тебе припадающе вседушевно кланяющеся телесне молящися умилно. помяни убо и нас во святых своих молитвах ко Господу. да не погибнем за умножение грех наших покрый нас от всякаго зла и лютых напастей на тя бо уповаем и твоего всечестнаго рождества. праздник чтущи Тя ублажаем. [27]

И ныне, Богородичен: [28]

НА УТРЕНИ

Тропарь, глас 4:

Т аинодерзновенне уподобился ec и мудре царя бо. обличил еси ангелом двократы избави три мужи от смерти. тем по успении твоем сияеши чюдесы. отче наш [29] Николае. моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

В мирех рождейся святителю Николае. от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны. проразумел еси путь спасения. исполнися множество чюдес преподобне быв. сего ради освятися и явися велий таинник Божия благодати.

  Седальны. и канон. и хвалитны из службы декабря в 6 день [30]

Месяца июля в 29 день

РОЖДЕСТВО ВЕЛИКАГО СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ [31]

НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1.

Подобен: Небесных чинов:

Н ыне светло празднуем святителя и чудотворца Николая преславное рождество, от праведнику бо возсия нам, от добляго Феофана и благочестивыя Нонны, великий светильник святитель Христов, просвещает наши сердца и помышления.

Н ыне, святителю Николае, душа твоя пребывает в горнем Иерусалиме со святыми ангельскими силами и во славе праведных, но свыше, святителю, и нас назирай, празднующих любовию день рождения твоего.

Н ыне отечество твое, святителю, град Ликия светло празднует во святем и славнем рождестве твоем, и мы с ними купно веселящеся, вопием: "Ты еси, отче, похвала наша и утверждение".

Слава, глас 4:

В сечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает, яко святитель Вышняго во святем рождестве твоем пронаречен еси, Того моли о нас, не престай молимся, яко на тя упование полагаем, святителю Николае.

И ныне.

На стиховне стихиры, глас 2.

Подобен: [32]

Д несь ныне, земнороднии, приимите чистоты рачителя, духа божественнаго приятелище, Ликиом славу и всем земным удобрение.

Стих: Праведник яко финикс.

П риидите ныне празднолюбцы светло торжествуем в честнем рождестве великаго отца и таинника Христова.

Стих: Н асаждени в дому Господни.

П риидите сошедшеся с Давидом вкупе возопием днесь род правых благословляется, от праведных родителей святитель Вышняго нам раждается.

Слава, глас 4:

В семирная радость, от праредник возсия нам днесь рождество твое, святителю отче Николае, иже премногия ради твоея чистоты храм Божий одушевлен явился еси и во святителех предивен познаваешися того молитвами Христе Боже мир мирови низпосли и душам нашим велию милость.

И ныне, Богородичен. Тропарь, глас 4:

Ч удное и славное рождество твое, святителю Николае, церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и произвести бо быти светильника и учителя мирянам весь мир обогащающа и просвещающа чудесы, тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

И ныне.

Тропарь, глас 2:

Д несь воссия нам, яко солнце торжество твое, отче Николае, ибо в рождестве твоем дивным стоянием ног твоих ангелы возвеселил еси, и человеки удивил еси, противныя же устрашил еси, темже ныне и Христова церковь украшается яко невеста, и высоким гласом вопиет весело уяснися моя доброта прекрасно, приидите вернии, возвеселитеся и подимите спасение ваше и душевное нетление, в бедах скораго помощника, в скорбех посетителя, в мори обуреваемии тихое пристанище, алчущий питателя, слепии вождя, нищии богатство, старцы жезл, юнии наказателя и чистоте учителя, и вси притекающий с верою приемлют исцеление душам и телом.

Слава, и ныне, Богородичен:

В ся паче смысла, вся преславная твоя Богородице таинства, чистоте запечатленной, и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши истиннаго, того моли спастися душам нашим.

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.

Стихиры, глас 2.

Подобен: Киими похвалными венцы:

К иими похвальными венцы, венчаем святителя в чудеснем рождестве его, плотию бо в Мирех суща, духовно же всех достизающа, и всю вселенную озаряюща, иже чисте того любящих, всем предстателя и заступника, и всем скорбным утешителя, благочестия столпа, верным поборника, его же ради шатания врагов Христос низложи, имеяй велию милость.

К иими песньми похвалим святителя в честнем рождестве его, нечестию сопротивоборца и благочестию поборника, Церкви первостоятеля, великаго защитника и учителя, и теплаго пособника, злославныя посрамляюща, потребителя Ариева, его же ради сего шатание Христос низложи, имея велию милость.

К иими духовными пенми и песньми восхвалим святителя во славнем торжестве его, далече бо сущая провидяща и отстоящая яко близ суща, и в рождестве своем стояние честных ног пророчествующа неложно, еже всей вселенней хотящи быти назирателя, и обидимым избавителя, царем окормителя, и связанным разрешителя, и от неправедныя смерти свободителя и всем дарующа верным велию милость.

Слава, глас 6.

С вятителем удобрение и отцем славу, источника чудес неисчерпаемаго и верным заступника великаго, сошедшеся, о празднолюбцы, цветы добродетелей вземше, песненными похвалами воспоем, глаголюще: радуйся, в Мирех Ликийский рожденный и всему миру вожделенный, верным хранителю и наместниче честный и столпе непоколебимый. Радуйся, светильниче всесветлый, иже мирския концы просвещая чудесы. Радуйся, печальным божественное радование и обидимым теплый поборниче. И ныне, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о чтущих верою и любовию присно радостную и всепразднественную память рождества твоего.

И ныне: К то тебе не ублажит, преподобне.

Чтения святительская.

На литии стихиры, глас 2:

О тче Николае, аще и Мирская страна израсти тя, но мир весь, иже тобою просвещенный мирными благоухании и чудес множеством, взывает похвальными песньми. И спасшийся тобою неосуждени, с сущими в Мирех, и мы поюще вопием: моли спастися душам нашим.

глас 4:

О тче Николае, закона судьбами, яко сад при водах насажден бысть и в дому Божий преславно процвел еси и всех верных чудесы предивными возвеселил еси, тем же и ныне прииди, отче, посреде нас невидимо и озари нас от Бога данною ти благодатию во светлем сем торжестве, в честнем твоем рождестве, богоносе Николае.

глас 8:

Д облестей твоих, преподобие отче, плоды просветил еси верных сердца чудесными блистании. Кто бо слыша о сем не удивится, яко во святем рождестве твоем стоянием ног твоих предивен и непреклонен явился еси, досточудне Николае. Тем же и нас поющих и хвалящих тя присно избави от враг видимых и невидимых твоими к Богу молитвами и спаси души наша.

глас той же:

Н а хвалу потекл еси Господню, Николае, во временней жизни, и Той тя прослави на небесней истинней жизни. Тем же дерзновение стяжав к Нему, моли спасти души наша.

Слава, глас 6:

Д несь верных собори сошедшеся, воспоем вкупе согласно предивнаго отца святителя Николая торжество, зачатие бо его честно, и рождество его свято, и во младенчестве его дивная всем явишася, темже вопием ему: сосуде святоизбранный, столпе и утвержение Церкви, Царствию наследниче, непремолчи вопити о нас ко Господу.

И ныне, Богородичен: Т ворец и Избавитель мой…

На стиховне стихиры, глас 5.

Подобен: Радуйся:

Р адуйся, явивыйся деннице пресветлая, пребезначальнаго света Владыки. Радуйся, заре тайнаго света, иерархе Христов Николае, предвари и подвигни пречистыя твоя молитвы о нас ко Господу, празднующих верою память рождества твоего, во еже избавити нас от всякия напасти и лютыя наша болезни исцелити. Отче, тебе бо заступника имамы и умильно с верою вопием ти: молися о нас Христу Богу даровати нам велию милость.

Стих: П раведник яко финикс процветет.

Р адуйся, главо преосвященная и Богу вожделенная, и от праведных родителей якоже вторый Самуил в дар Богу возложенный, и явился еси честное добродетелей жилище, бодреное правило непорочнаго священства пастырю добрый и пресветлый, превеликий светильниче, иже победоподобное носяй имя, требующих милостивно прошения исполнявши, приклонялся к молитвам молящихся. Граде спасенный и одушевленный, притичующим к тебе избавителю готовейший, всем верою поющим твое преславное торжество, даруй нам велию милость.

Стих: Н асаждени в дому Господни.

Р адуйся, честный грозде зрелаго плода, от праведнику ныне явился еси яко пресветлая заря, и всем нам предивен познаваешися, отче Николае, честный уме, Троицы честный сосуде. Столпе церковный, верным утешение, побеждаемым помощь, и ныне во светлем торжестве рождества твоего богоприятными твоими молитвами разори напастей и скорбей наших тьму, святителю Николае. Ты бо еси истинный и любезный пастырь и отец наш, и мы овцы пажити твоея и в помощь тебе призываем, даруй нам велию милость.

Слава, глас 2:

П риидите, христоименитых людей собор и всех верных сословие, днесь ныне в лице ставше и светлым гласом возопием: блажен еси Феофане, яко такову отроку быв родитель, хотящаго родити словом учения многих ко спасению. Блаженна ложесна твоя, Нонно, имаже носила еси, и красна сосца твоя, имаже воздоила еси хотящаго напитати душетленным гладом тающия. Блаженно отчество ваше, град Ликия, и вся окрестная его, но помолимся вама блаженная, еже молити его о нас, да испросит у Христа мира мирови и душам нашим велию милость.

И ныне, глас той же: О чудесе новаго.

НА УТРЕНИ

  На Бог Господь: тропарь святаго. Слава и ныне, Богородичен. Воскресный. По 1-м стихословии седален, глас 1.

Подобен: Гроб твой.

В Мирех рождься, святителю, миром разумно духовным явися помазан, отче Николае, темже миры чудес твоих мир облагоухал еси, миро приснотекущее проливая, иже мирными твоими благоухаемыми чудесы почитающих торжество твое и нас, раб твоих, обогати.

Слава и ныне, Богородичен:

В сем творца Бога же и Содетеля Всенепорочная, Чистая Духом Божественным в ложеснах заченши и тления кроме родила еси, Его же славяще, Тя воспеваем Дево, яко Палату Царя всех и миру заступление.

По 2-ом стихословии седален, глас 8.

Подобен: Премудрости.

И сточник чудес от Бога явился еси, мудре Николае, темже, отче, в рождестве твоем дивен явлься, всем бо верным источаеши спасеныя воды, от Бога благодать прием, темже дерзновение имея к Нему, моли о чтущих верою и любовию память рождества твоего, всеблаженне Николае.

Слава, и ныне, Богородичен:

В кал греховный впадох и нет мне постояния, люте погрузи мя буря согрешений. Но яко рождьши Слова Единаго, Человеколюбца, на мя, раба твоего, призри и избави всякаго греха, и страстей душетленных, и всякаго озлобления льстиваго врага, Богородице неискусомужная. Моли Христа Бога грехов оставление подати ми, Тя бо имам надежду, раб твой.

По полиелеи седален, глас 5:

Н ыне, отче святителю Николае, отечество твое град Ликия светло радуется, и вся Вселенная день рождения твоего честно празднует. Темже и мы днесь во храме твоем, сошедшеся вкупе с ними, похвальная приносим ти, глаголюще: радуйся, отче Николае, всех покрове и заступление.

Слава, и ныне, Богородичен:

Н еискусобрачная Невесто, присно Дево, со святители непрестанно восхваляем тя, яко Тобою нам величия сотвори Сын Твой и Бог Превечный от Отца, иже в ложеснах Твоих вместитися изволивый, да от лести свободит род наш.

Степенна, глас 4: Прокимен:

П раведник яко финикс процветет и яко кедр иже в Ливане умножится.Стих: Насажден в дому Господни: Евангелие от Матфея. Зачало 11: В ы есте свет миру, не может град укрытися, верху горы стоя.

По 50 псалме: стихира, глас 6. Д несь верных собори сошедшеся. Писана на литии Слава. Канон Пресвятой Богородице со ирмосом на 6. Канон великому святителю и вселенскому чудотворцу Николаю, глас 2.

Песнь 1.

Ирмос: Д ивно славно творяй чудеса :

Д ивен и славен еси Господи, творяй чудеса, разделивый море, и воду из камене источивый жаждущим людем, напои убо, Блаже, и мене росою Твоея благодати, да возмогу воспети угодника Твоего преславное рождество.

Д ивное и славное рождество твое, святе Николае, от любве душевныя хощу похвалити, но недоумением содержим, боюся трепеща, зане вем, яко не красна похвала во устех грешников. Но обаче дерзая на благоутробие твое, славлю святое твое рождество.

Д ивна во истину и славна, святителю, память рождества твоего, яко звезда утренняя посреди облак, и яко солнце сияя на церковь вышняго, и яко дуга на облацех славы, тако сияет хвала твоя на тверди церковней, отче Николае.

Д ивнаго и преславнаго святителя на преславное рождество христоименитиии стекшеся, усердно соберитеся и славу Господеви воздадите, яко дарова нам такова пастыря и учителя нелестна, и путеводителя, и от бед свободителя, еретиком же посрамителя.

Богородичен:

Д ивна и преестественна тайна рождества твоего, Богородице, кий слух слыша не удивится богорождению твоему, яко во утробе своей Создателя всех нетесно вместила еси, и паки Дева пребыла еси.

Песнь 3.

Ирмос: Н еплодная душе :

Н еплодну имам душу аз окаянный, како тя могу похвалити, святителю. Воистину ты, отче, плод благохвальный, душу мою плодоносну покажи, да возмогу воспети святое твое рождество.

Н еплодна быста родители твоя по рождестве твоем, святителю Николае. Естеству убо поведающу, яко не могут другаго такова родити, добродетельми же яко Авраам плодна и верна быста, того ради и мзду о вере своей от Бога тебе прияста.

Слава:

Н еплодных чресл честное прозябение, святителю, слыша, кто не удивится, рождшуся бо тебе, святе. Воистину дивная о тебе яви Господь, трем бо часом неуклонно тебе стоящу на земли, идеже хотяше омытися, чудне Николае.

И ныне:

Н еплодных ложесн рождение, Пресвятая Владычице, но рождьши нам Христа Плода Бессмертнаго, питающаго всяко создание и смотрящаго всю тварь, Богородительнице.

Седален по 3 песни, глас 5:

О блаженная версто и благословенное супружество прекраснаго душею Феофана и боголюбивыя Нонны, божественным бо желанием совокуплени быста, и израстивша нам прекраснаго плода, чуднаго Николая, нетокмо бо яко цвет шипка или крина при исхождении воды или стебло ливаново во дни жатвы, но истиннаго плода реку, отца сирым и вдовицам заступника, богатство нищим и болящим здравие и утешение, и сущим в богатстве окормление, старости подпор и юности обучителя, благочестия окормителя, еретиком же и бесом губителя. К немуже мы ныне возопием: отче святителю Николае, моли спастися поющим тя.

Слава, и ныне, Богородичен:

Б лаженна ложесна твоя, Богородительнице Дево, яко ширши небес явлвшася, словом бо составльшаго тварь во утробе Своей бессеменно имела еси, и во объятиих Своих нетрудно носила еси, тем молим Тя, Всеблаженная, еже молити от Тебе рожденнаго Христа, Бога нашего, во еже спастися поющим Тя.

Песнь 4.

Ирмос: П окрыла есть небеса :

П окрыла есть яко облак любы твоя и благодать твоя, юже имаши от Бога, святителю Николае, всех призывающих имя твое святое, всюду бо неоскудно подававши и коегждо прошения исполняеши. Прииди и ныне посреди нас невидимо и посети нас, озлобленных грехми, любовию празднующих пречестное твое рождество.

П разднуется и украшается рождеством твоим, святителю, яко монисты Церковь Христова, и невески светло одевается и красуется, веселяся и вопия радостно, глаголя: приидите и видите желаемаго мною небеснаго гражданина и служителя Христова, днесь рождьшася от благоверну родителю.

П амять рождества твоего, отче святителю, всем человеком бысть веселие. Покрый нас, отче всечестне, призывающих тя с верою и празднующих честно торжество праздника твоего, святите Николае.

П охваляему бо праведнику возвеселятся людие, якоже рече писание. Днесь ныне мы грешнии, в рождестве твоем, отче Николае, радуемся и веселимся духовне, Христа славяще, иже тебе таковую благодать даровавшаго, яко Того хваления исполнь земля.

Богородичен:

П ресвятая Богоневесто, рождшая Христа, Правителя и Содетеля всем, немощьствующую душу мою исцели и настави мя на деяния благая, да всегда славлю Тя Преблагословенную.

Песнь 5.

Ирмос: Н а земли невидимый явился еси :

Н а земли, отче святителю, явися верным твое святое рождество, во истину любезное торжество, якоже бо ливан в кадильнице или яко маслина износящи плод, тако нам память рождества твоего, отче милосерде Николае.

Н а земли днесь ныне, святителю, познан бысть и, яко от Бога познан был еси, прослави бо тя Господь в рождестве твоем, ибо стоянием честных ног твоих являя хотящее быти на тебе дарование.

Н а земли ныне церковь православных веселится, святителю Николае, и ликует с чады своими в памяти рождества своего, милосерде, и вопия глаголет: уяснися ныне доброта прекрасно и никогда же угаснет.

Богородичен:

Н а землю во чрево Твое, Чистая, яко дождь на руно сниде Господь и Бог наш, и от Твоих пречистых девических кровей плоть прием и чудодействова, и пострада, и взыде на небеса, с Собою возвышая праотца.

Песнь 6.

Ирмос: Г лубина страстей восста на мя :

Г лубина страстей восста на ны и буря противных ветров, но предварив нас, отче святителю, и разори сопротиволежащий на нас совет лукаваго, и лукавых человек стремления хвалящихся о злобе своей, спаси ны от ни, милосерде Николае.  

Г лубине богатства Божия дивитися суть должно, дела же Божий славити зело есть лепо. Памяти же святых чтити велми есть полезно. Почтим убо и мы, братие, и возлюбим возлюбленнаго Богом святителя Николая, како во святем младенстве его дивная о нем показа Бог. Питаше бо ся, но не тако якоже обычай детем, в среду же и пяток единою касашеся, и то к вечеру, от леваго же сосца отнюд не ссаше, прознаменуя десное жития его.

Г лубиною мудрости помышляяй о всех Господь прежде противны ветров тишину уготовляет, на Ариев убо плевел огнь вжигает, сего дивнаго реку и преславнаго святителя Николая рождество являет, пореченном от апостола Павла, егоже предуведе Бог сего и предизбра и оправда и прослави.

Богородичен:

Г лубине таинству богорождения Твоего кто не удивится Пресвятая Дево Владычице, веков бо Творец вселися в Тя и плоть от Тебе приим умну и словесну, вся человеки обожи.

Кондак, глас 2.

Подобен: В Мирех святе.

В Мирех рождься, святе Николае, от благородна корене, яко благоплодна ветвь прозябл еси, исполнь бо бых божественных даров, яко солнце зарями весь мир чудесы просветил еси, сего ради прославляем тя, яко ученика и таинника Божия благодати.

Ин кондак, глас 3:

Я ко звезда пресветлая просиял еси, блаженне Николае. Посреди Ликии града от праведнику родился еси, отче, и в честнем рождестве твоем чудна и славна тя показа Господь, и во святем младенстве твоем дивная явлена быша о тебе. Троицу бо проповедал еси трех часов стоянием честных ног твоих на земли в час рождения твоего, и от сосца деснаго питашеся, от леваго же никакоже, в среду же и в пяток единою и то во время вечернее, и оттого, отче, познан был еси воздержания нелестное правило, и яко имаши быти велий таинник Божия благодати.

Икос:

П риидите ныне с нами, братие, и купно духовне возвеселимся во святем торжестве богоноснаго отца нашего святителя Николая, и прославим преславно рождьшагося, и от утробы освященного, и Божественнаго Духа приимшаго, и святую Троицу в час рождения своего стоянием ног своих проповедавшаго, и всех человек удивльшаго, и хваляще святое и чудное рождество его. Любовию и правостию сердечною благодарная к нему сице рцем: Радуйся от матерних ложесн Богу возложенная и от Него усвоенная и освященная главо, сокрушивый проклятому сатане главу, Радуйся предизбранный и освященный сосуде и Богу возложенный и возлюбленный. Радуйся, царем правоверным помоще и окормление, и на враги победа и одоление, и православию утверждению. Радуйся, в Духа Святаго облеченный и на благодеяние благочестивым поданный. Радуйся, нечестивых потребителю и на страх их явленный. Радуйся, бесом прогонителю и еретиком обличителю. Радуйся, яко во святем рождестве твоем дивен всем познанный яко имаши быти великий таинник Божия благодати.

Песнь 7.

Ирмос: Т рие отроцы в пещи :

О т Троицы Бога проповедал еси, чудне Николае, темже и почести от Него венец приял еси, блаженне, и ныне в торжестве твоем усердно призывающих тя не забуди нас, раб своих, но свыше назирай, тя бо имам крепка молитвенника.

С крыжаль в сердцы своем от младенства, отче Николае, стяжав дивных добродетелей, написанну бессмертным пречистым перстом Христа Бога нашего, моли Его о нас, во еже написанным нам быти в книзе животней, святителю отче Николае досточудне.

В о святем Рождестве твоем, святителю отче, Богом познан был еси и Бога познал еси, и весь бысть Божие жилище, весь явися орган духовный, возглашающ всяку добродетель богодохновенных пений спасения сказания и доброту являя Небеснаго Царствия, святителю Николае.

Богородичен:

С Богом Заступницу Тя стяжахом, Ты бо Божия Мати бысть Творца и Содетеля. И наше воображение приемша Всенепорочная, и сие спасша от тли и смерти и славою божественною прославльшаго.

Песнь 8

Ирмос: Ангельми немолчно :

А нгелы дивятся, видяще преславная в час рождения твоего, отче Николае, человецы же радуются, приемлюще тя яко своего благодетеля и к Богу молитвенника неуклонна, всем бо явился еси радость спасения, милосерде Николае.

К то не почудится или кто не прославит имене твоего, отче святителю, слыша на тебе выше закона естественнаго бывшая знамения в рождестве твоем, и тем яви тя Господь светильника всему миру, во святем же младенстве твоем у матерних сосец показа тя изрядна и искусна, тем воистинну воздержанию нелестный учитель явился еси, святителю Николае.

В торый Предтеча на земли явился еси на обличение беззакония, отче Николае. Ов бо обличи. Ирода беззаконновавшаго, ты же, отче, вся ереси далече от церкве отгнал еси и вся соблазны и беззакония, яко хврастия, огнем ревности своея попалил еси, верных же утвердил еси, милосерде Николае.

Богородичен:

Д ивлюся, святая Богоневесто, Владычице, таинству Богорождения Твоего, всех бо Содетель в Тя вселися, и все человеческое естество на небеса вознесе, прибегающих под кров Твой приими и спаси ны, Богоблагодатная Владычице.

Песнь 9.

Ирмос: Б лагословен Господь Бог Израилев :

Б лагословен еси Боже о всех, яже твориши, идеже бо хощеши, тамо побеждается естества чин, якоже и ныне в рождестве святителя Твоего выше закона естественнаго верным твоим дивная и пречудная явил еси, того молитвами, Христе, направи на путь мира.

Б лагословенна тя Богом, всем, отче Николае, благослови убо имене поющаго святое рождество твое, и руками помощи простри, и приведи к тихому пристанищу покаяния, яко да всегда славлю тя, отче Николае.

А ще и много беззаконновах аз окаянный, не отступаю надежди, покрова твоего, отче Николае, всегда прибегаю и на тя надежду мою полагаю. Тем в нынешнем настоящем торжестве во святем твоем рождестве радостно вопию ти: ты мя, отче, избави от всякия скорби, и бед, и печалей, елика бо хощеши и можеши.

Б лаженне и богоносе Николае, виждь тесноту души моея, како враг мой подвиже на мя брань на всяк день и не может истощити тула стрел моих, но присно ураняет мя и почити ми не даст. Аз же изнемогох, но ты, отче, сокруши козни его молитвами своими, яко да прием помощь твою святую, непрестанно славлю тя.

Богородичен:

Н иктоже прибегаяй под кров надежди Твоея, Пресвятая Богоневесто, тощ исходит, но всяк просяй приемлет скорую Твою помощь, юже и мне подаждь, Отроковице, поющему пресвятое Твое рождество.

Светилен:

В оистину шлем и оружие на диавола непобедимое ты еси, отче Николае, от Бога явлен еси. Христианом же поможение и утверждение, иерархом удобрение, в бедах же притекающим к тебе скорая помощь и заступление, святителю Господень. (дважды)

Слава, и ныне:

О блаче превыщий небес, радуйся, искапающий нам каплю душеспасительную. Богородице, Ты Всеблагая, подаждь от Бога царем нашим победы на враги и междоусобия бурю утиши, елика бо хощеши, вся можеши, яко мати Господня.

На хвалите стихиры на 4, глас 4.

Подобен: Дал еси знамение:

Д ар благоприятен, от родительных рук Богу возложенный, и от Него усвоенный, и на пользу верным поданный, святителю Николае, темже в тебе упокойся, благодать Пресвятаго Духа, славне, беззлобием возрастивши тя и мудростию украсивши.

Д несь память рождества твоего, святителю отче Николае, яко солнце нам Богоносия возсия лучи богатых дарований, просвещавши чтущих тя и верою блажащих мглу же лютых отгоняющи, и прошения верным исполнявши, тем тя, досточудне, почитаем.

Б ожественную благодать от Бога приял еси, святителю Николае, юже прием свыше, и нас назирай, празднующих любовию честное твое рождество, и подаждь от Бога церквам единомыслие, и царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие, и душам нашим велию милость.

Слава, глас 2:

О т корене благаго благий прозябе плод, иже от младенчества освященный, и якоже Самуил в дар Богу возложенный, отче святителю Николае, Божиею бо благодатию паче, нежели млеком воспитанный, тем и на гору добродетелей взыде, преочищенну душу стяжав, и разум имея присно к Богу, небесное бысть жилище Духа, Христова обитель явися. Того, блаженне, моли о нес, еже спастися душам нашим.

И ныне, Богородичен: глас той же: Я ко плодовита маслина Дева. Таже славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны. На Апостол и Евангелие и причастен все святительское.



[1] См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // Музыкальная академия. – 2001. – №1. – С.1-12

[2] В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы. Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св.Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, Память св.Николая... (6 / 19 декабря); Пренесение мощей св.Николая из Мир Ликийских в Бар град… (9 / 22 мая) и Рождество св.Николая (29 июля / 11 августа).

Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России. Это памяти: Принесения Зарайского образа св. Николая из града Корсуни в земли Рязанские… (9 / 22 мая); Явление Великорецкого образа св. Николая… (24 мая / 7 июня); Принесение образа «Николы Великорецкого» в Москву (29 июля / 11 августа).

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей – Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник.

Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русскиепеснотворцы. Подробнее об этом см. в нашей статьте «Русская гимнография св. Николаю: проблемы ее изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». – М., изд-во ПСТБИ, 2004. – С. 356-369.

[3] Днем празднования Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 юля, но в разных источниках м.б. и 20 мая, 23 и 24 августа . Подробнее об этом см. Сергий (Спасский) прот. Полный Месяцеслов Востока. – Т. II . – М, 1977. – С.377.

[4] Там же.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI - XIV веков. – М., 2001. – С.413

[6] Василий (Изюмский), прот. Зарайская святыня: 750 лет городу Зарайску. – М.: Центр, 1996. – С.81.

[7] Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. – М., 1899. – С.132

[8] Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. – СПб., 1899; То же. – Репринт. изд. 1899 г . – СПб., 1994. – С.670.

[9] Серебрякова Е.И. Книжные миниатюры «Принесение Великорецкого образа св.Николая в Москву» // Доклад на Международной научной конференции «Святитель Николай Мирликийский в византийской, славянской и русской литературе и иконографии». – М., 2003.

[10] Вероятно, это случилось после возвращения образа из столицы.

[11] В русских Прологах с 1662 года в день 29 июля полагалось чтение Повести о принесении на Русь Можайского образа св.Николая.

[12] Связи с последованием Рождеству Иоанна Предтечи мы не обнаружили, разве только обращение гимнографов к св.Николаю …яко вторый Предтеча на земли явился еси....

[13] Отметим, что тексты кондака и седальнов строятся «по подобию» соответствующих текстов греческой декабрьской службы. Следовательно, они могли быть составлены самое раннее в VIII - IX вв.

  Стихира «Всечестное твое рождество» заимствуется с незначительными изменениями из службы Рождеству Богородицы , где в свою очередь она полагается на Малой вечерни. Чин Малой вечерни, как известно, сложился к XII - XIII векам, тогда же появились и песнопения для этой части службы. Соответственно, стихира «Всечестное твое рождество» могла появится в службе Рождеству св.Николая не раньше этого времени. Напомним, что первый месяцеслов, содержащий память Рождества св.Николая, относится именно к XII - XIII вв.

[14] Идеи о содержательной интерпретации гласов, смысловой соотнесенности гласа и текста, мы почерпнули из книги: Прот. Борис (Николаев). «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения». М., 1995. Конкретная проявленность этой соотнесенности — через смыслы, вложенные в попевки, рассмотрена в работе: Голованова О. Славянский Октоих: к вопросу о певческой интерпретации тек­стов. РАМ им. Гнесиных, Дипл. работа. 2000.

[15] Текст службы дан по списку РГБ ф.98 №903, 1657 г . Далее в сносках указаны варианты текста из списка РГБ ф.299 №484.1, 1723 г .

[16] В списке ф.299 №484 нет строки и избавителя Иисуса Единаго Господа .

[17] В списке ф.299 №484 нет двух строк: О святопомазанная главо, всечестный верх и и преблаженне.

[18] В списке ф.299 №484 в конце стихиры есть дополнительная строка: дарующа велию милость .

[19] В списке ф.299 №484 – вси вернии.

[20] В списке ф.299 №484 после Славы значится: И ныне, Догматик, глас 8: Царь Небесный

[21] В списке ф.299 №484 более подробно выписано: Выход. Прокимен дню.Чтения 3 святительские в осенних службы писаны .

[22] В списке ф.299 №484 нет наречия ныне.

[23] В списке ф.299 №484 нет глагола слыши.

[24] В списке ф.299 №484 - быша

[25] В списке ф.299 №484 этот текст в таком варианте звучит после прокимна на Литургии, здесь же он представлен иначе, а именно: Процвел ecu яко Финиск темже молим тя, помяни всех нас, и от противных напасти всякая, молитвами твоими избави нас.

[26] В списке ф.299 №484 эта стихира писана после прокимна на Литургии. Имеются изменения в тексте, а именно: нет двух строк - в cu земнороднии ликовствуйте и и чудотворца.

[27] В списке ф.299 №484 – писано на Литургии после стихиры Днесь благоплодная Нона....

[28] В списке ф.299 №484 непосредственно выписан текст Богородична: Умертви наша плотския страсти и похоти, Богородительнице Чистая. устави и страстей наших бурю, утоли волнение, смысл укрепи Благословенная Пречистая сердца, верно чтущих Тя Заступницу.

[29] В списке ф.299 №484 нет местоимения наш.

[30] В списке ф.299 №484 подробно выписаны тексты УТРЕНИ, для которых в списке ф.98 №903 только указан адрес – служба 6 декабря. Для полноты рассмотрения обоих списков приведем здесь дальнейшее содержание службы по списку ф.299 №484:

Стихира по 50-м псалме на хвалитех писана в службе месяца декабря в 6 день: Светилен подобен: Жены услыште: В елика чудеса твоя пресвятый Николае. яко явися во сне. богомудрому Константину царю три воины спасл ecu . безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень.

Слава, и ныне, праздника

На Хвалите Господа: стихиры на 4, самогласны, глас 1:

В оззрев неуклонно на высоту разума и узрев неявленно премудрости глубину твоими ученьми мир обогатил ecu отче о нас присно молися Христу святителю Николае.

Ч еловече Божий и верный угодниче и строителю Того тайн и мужу желаний духовных столпе одушевленный и духновенный образ яко божественное бо сокровище тя мирская церковь приято и молитвенника о душах наших.

глас 2:

П равило вере и образ кротости яви тя стаду твоему Христос Бог, святителю Николае в Мирех убо благоухающую ти всюду сияют светло Божественная твоя исправления сирых и вдовиц предстателю темже молися непрестанно спасти душа наша.

О тче Николае мироположница мощей твоих Миры обогащает в них же и связанныя неправедно осужденныя во сне царю видением твоим явився свободил ecu от смерти и уз и темницы но и ныне якоже тогда и присно видением твоим явився моляй о душах наших.

Слава, гл.5: В острубим

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны от канона перваго песнь 3-я и втораго каноноа песнь 6-я. Прокимен В озвеселится праведник о Господе и уповает нанъ Стих: Услыши Боже молитву мою

[Процвел яко финикс] давидский отче. и обитель явися Пресвятому Духу. и славна тя показа. тем бо ныне о нас Христу непрестанно молися почитающих верою всечестное рождество твое Николае всеблаженне.

Стих: У ста праведного.

Д несь благоплодная Нона… (текст см. по списку ф.98 №903 На стиховне стихира)

Слава, глас З: П риидите в c и празднолюбцы. И ныне, Богородичен, глас тоиже: Без семени.

[31] По списку БАН Вятское собрание №66, начало XVIII в.

[32] По нашему представлению, обозначения такого рода, то есть указание «подобен» без непосредственного указания самого текста, подразумевают определение подобна по первым словам стихиры и по ее смысловому содержанию. Оба критерия свидетельствуют, что подобном для данных стихир послужил текст из службы Рождеству Христову Днесь Христос в Вифлиеме….

Светлана Черкасова



Нужна Ваша помощь!:

Благотворительность:

Пожертвование на храм :