Малоритское благочиние



История

Церковь на территории Беларуси 1958-64гг.

Содержание:

Введение…

ЧАСТЬ 1. Обзор положения Церкви в период, предшествующий гонениям

ГЛАВА 1. Предвестники гонений на Церковь

ГЛАВА 2. Начало гонений

ЧАСТЬ 2. Положение Церкви в Белоруссии в период Хрущевских гонений (1958-1964 гг.)

ГЛАВА 1. Государство и Церковь (проблемы в Беларуси)

ГЛАВА 2. Минская Духовная Семинария

а) Действия властей, направленные на закрытие Минской Духовной Семинарии

б)Закрытие Минской Духовной Семинарии в 1964 году

ГЛАВА 3. Монастыри

а)Гродненский Св. Рождества-Богородичный женский монастырь.

б)Полоцкий Спасо-Евфросиньевский женский монастырь.

в)Жировицкий Св.-Успенский мужской монастырь.

Заключение.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В БЕЛОРУССИИ В ПЕРИОД 1958 – 1964ГГ.

ВВЕДЕНИЕ

За два тысячелетия христианства народом, Божиим к алтарю Христову, был принесен особый плод духа, нашедший свое выражение в подвигах святых – юродивых, блаженных, мучеников, исповедников и страстотерпцев. Многие из них нашли прославление за открытое свидетельствование своей веры, не взирая на то, что это было сопряжено с опасностью для жизни и личной свободы. Сила их веры была так велика, что они были готовы защищать христианское вероучение, Церковь Христову даже ценой жизни, благополучием своих семей.

Многие из живущих в современном обществе считают, что подвиги исповедничества и мученичества характерны для первых веков христианства и что в наш просвещенный век нет необходимости доказывать достоинства христианства и силу веры Христовой ценой жизни и здоровья, путем лишения земных благ и радостей, что эти времена безвозвратно ушли.

К сожалению, это не так. И это ярко продемонстрировал ХХ век. Сотни тысяч, миллионы православных в пределах бывшего Советского Союза стали мучениками и исповедниками за веру Христову.

Особенным периодом, на этом фоне, в жизни Русской Православной Церкви является конец 50-х-начало 60-х годов. Коренным отличием этих гонений на Церковь является то, что в 1960-е годы священников и мирян никто не расстреливал и не отправлял в тюрьмы. Их заставляли по существу отречься от Церкви, а стало быть, и от веры, делали изгоями в общественной среде.

Маленькой частью огромного советского государства была тогда и наша Беларусь. И поэтому все, что было связано с жизнью Церкви в Советском Союзе, нашло свое отражение и на белорусской земле. К большому сожалению, история Православной Церкви на Беларуси в данный период времени еще недостаточно изучена.

Одним из первых исследователей, занимающихся изучением церковной жизни, является священник Феодор Кривонос. «Синодик за Веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии»1 и ряд статей в «Церковном слове» отца Феодора проливают свет на положения дел в церковной жизни на Белоруссии во второй половине ХХ века. Содержащиеся в них сведения отличающихся большой полнотой и систематичностью, имеют основным своим источником следственные дела КГБ РБ, Минское Епархиальные Ведомости, воспоминания людей.

Следует также упомянуть и исследования Геннадия Шейкина. Его «Историко-статистическое обозрение»2 Полоцкой епархии, также внесли определенную лепту в копилку белорусской истории.

Из последних исследователей, касающихся истории Белоруссии следует указать на труд В. Н. Черепицы. Его «Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине»3являются обзором многовековой истории Православной Церкви на Гродненщине. Эта работа посвящена таким явлениям в жизни Церкви, по которым, как по вехам, можно судить не только об основных тенденциях ее развития, но и тех духовных течениях, которые находили здесь для себя почву. Много внимания удаляется жизнеописаниям святителей Церкви, а также наиболее известных пастырей, имевших прямую или косвенную связь с Принеманским краем. Следует также указать и о фундаментальных трудах протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Православной Церкви 1917-1990 гг.»4, Дмитрия Поспеловского «Русская Православная Церковь в ХХ веке»5 и Шкаровского М.В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве».6 Эти работы имеют важное значение в изучении истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на появившиеся в Беларуси исследования, признать данную тему раскрытой до конца нельзя. А стало быть, целью данной работы является то, чтобы на примерах положения Церкви в Белоруссии показать, что и во всем Советском Союзе система воспитания и отношение государства и Церкви носили чисто атеистический, антицерковных характер. Что эта целенаправленная многолетняя деятельность государства в этом направлении не прошла бесследно, в том числе и для современного общества. Ведь «благодаря» именно этой политике большинство населения страны социализма добровольно или принудительно освободившись от «религиозных пережитков», порвало с религией утвердившись, на позициях атеизма. И в то же время, еще одной целью данной работы является попытка раскрыть особый характер исповедничества, проявленного сотнями тысяч людей в данный период времени.

При написании работы мы преследовали цель проанализировать положение Православной Церкви в БССР. Описать методы, которые применялись властями для борьбы с религиозностью нашего народа, показать, как проводились в жизнь антирелигиозные постановления. Основой работы послужили материалы Национального архива Республики Беларусь (НАРБ), также были использованы материалы Государственного архива Гродненской области (ГАГО). Использовались в данной работе и материалы, почерпнутые из дипломных работ студентов Минской Духовной Семинарии:

1. Велисейчика А., свящ. История Минской Духовной Семинарии с 1945 по настоящее время. Дипломная работа. Жировичи 1996.

2. Ненартовича Анатолия. Очерк истории Гродненского Рождества-Богородицкого православного женского монастыря. Дипломная работы. Жировичи 1994.

3. Моисейчика И., диак. (в данный момент священника). Свято-Успенский Жировицкий монастырь в ХХ столетии. Жировичи, 1998.

4. Лемачко Ростислава, диакона. Историко-статистическое описание церквей и приходов Малоритского благочиния Брестской епархии. Дипломная работа. Жировичи, 2000.


Комплексное изучение источников исследованной литературы позволило более точно воссоздать процессы, происходившие в советском государстве в 1958-1964 гг. В исследовании мы старались как можно полнее описать происходившие события и рассмотреть различные аспекты церковной жизни на Беларуси в 1958-е — 1964-е годы.

Работа разделяется на две части и состоит из введения, 2-х глав в первой части и 3-х – во второй, заключения.

В ведении ставится проблема исследования, дается историография вопроса.

Часть 1 включает в себя обзор положения Церкви в период, предшествующий гонениям.

Глава 1 посвящена обзору политической ситуации, сложившейся в стране после смерти Сталина, и влияние этой ситуации на взаимоотношения с Церковью.

Глава 2 отображает начало изменений взаимоотношений государства с Церковью, начало первых конфликтов.

Часть 2 посвящена анализу положения Церкви в период гонений.

Глава 1 посвящена анализу и систематизации положения приходов, духовенства, изменению нормативных актов, раскрывает формы атеистической пропаганды в школе, средствах массовой информации.

Глава 2 посвящена Минской Духовной Семинарии, раскрывает состояние дел в период гонений.

Глава 3 отображает ситуацию с монастырями на территории Беларуси. Повествует о закрытии двух женских обителей, и состоянии дел в Жировицком монастыре.

В заключении подводятся итоги проделанной работы. Приложение содержит документы, позволяющие яснее представить события, происходившие на территории Советской Белоруссии в 60-е годы.

___________________________

  1. Кривонос Ф. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951) Киев. Свято-Троицкая церковь, 1996.
  2. Шейкин Г. Полоцкая епархия. Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997
  3. Черепица В. Н. Очерки Истории Православной Церкви на Гроднинщине. Гродно, 2000
  4. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917-1990 гг. М.: «Хроника», 1994.
  5. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995
  6. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.

Автор: иерей В.Равинский



Нужна Ваша помощь!:

Благотворительность:

Пожертвование на храм :