Малоритское благочиние



История благочиния

Свято-Михайловская церковь

д.Пожежин


Древних упоминаний о храме не имеется. Однако известно, что деревянный храм в Пожежине построили прихожане в 1637 году, в честь архистратига Божия Михаила. В ХIХ веке церковь имела 82 десятины земли. В 1819 году два храма имели фундаторов духовного чина: Замшанский и Пожежинский. Фундаторами Пожежинской церкви были настоятели коллегиаты Брестской, называемой также Брестским капитулом униатских священников. Один из её настоятелей Войцех Коссаковский, прелат, архидиакон кафедры Виленской. Умер в 1822 году. Его похоронили в Пожежинской церкви. В 1898 году приход посетил архиерей. В 1915 году в Пожежине построили новую церковь. 25 марта 1920 года её освятил протоиерей Стефан Жуковский. Еще осенью 1925 года в Пожежине находилось рядом два храма: один – 1915 года постройки, в котором совершались богослужения, и второй - 1637 года постройки – старый, бывший некогда униатским. В этот второй пустой храм крестьяне свозили своему священнику часть урожая, за которую они обрабатывали церковные земли. Вскоре об этом узнал местный полицейский, который, осмотрев церковь, приказал ее очистить. Почти через два месяца по приказанию Брестского поветового старосты церковь была опечатана, и об этом было сообщено епископу Александру. Он объявил выговор священнику Иоанну Житинцу за легкомысленное отношение к святыне и наложил на него штраф 40 злотых. После этого Пожежинский приход был приписан к Великоритскому приходу. В 1925 году, храмом, который к тому времени уже был опечатан, заинтересовался строительный комитет римо-католического костела в Малорите. Этот комитет обратился с прошением к Брестскому воеводе о передаче его католикам и о перенесении в Малориту - для расширения здания Малоритского костела. Воевода против этого не возражал, а епископ Александр на его запрос отказать не мог, так как фактически эта церковь уже была отобрана у православных. Он лишь высказал пожелание, чтобы католики хоть в какой-то мере возместили передаваемое им имущество. Но католикам после этого мало показалось одной старой церкви. Они возбудили судебный иск к православным: претензии на земельное и иное имущество Пожежинской церкви. Это судебное разбирательство длилось более пяти лет и не дало никаких плодов для католиков. В итоге они остались и без старой церкви, и без земельного надела. Пока шла эта борьба, прихожане Пожежинского храма пытались выпросить себе священника. В 1931 году они направили просьбу об этом Митрополиту Варшавскому Дионисию, но удовлетворения ее так и не дождались. Во время Великой Отечественной войны в селе Пожежин были сожжены две церкви, стоявшие рядом: старая – 1637 года постройки и новая – 1915 года постройки. В 1995 году силами прихожан и на безвозмездные средства колхоза «Новае жыццё» была построена новая каменная церковь. 22 ноября 2003 года, суббота. Владыка Иоанн совершает божественную Литургию в Пожежинском храме в сослужении Секретаря Брестской епархии протоиерея Петра Романовича, благочинного церквей Малоритского округа протоиерея Николая Кудласевича, духовенства Малоритского благочиния. После Литургии Его Преосвященство совершил Крестный ход вокруг храма, сказал проповедь на тему почитания Ангелов и Божией Матери и вручил каждому молящемуся иконку Божией Матери «Нерушимая Стена». В Пожежинской церкви служили следующие священники: До 1792 года служил священник Георгий Павлович, униат. С 1792 года настоятелем церкви стал его коадьютор, униат, священник Андрей Павлович. С 1888 года более 20 лет служил священник Василий Хомичевский. В 1934 году в этот приход были командированы священник Иерофей Дядио и протоиерей Н. Теляковский. В годы Великой Отечественной войны служил священник М. Хомицкий. В последние годы настоятелями Пожежинского прихода являлись священники: 1995 – 1998 г.г. - Николай Резанович; 1998 г. - протоиерей Владимир Алексеев; 1998 – 2002 г.г. - священник Игорь Явтухович. В настоящее время, с 2002 г., приход обслуживает Сергий Прудников.

Комментарии

1. nikand58@mail.ru
2010-11-13 16:43

При раследовании о первых Берестейских церквях в Описании Берестейского староства 1554 г. Нарушевича имеется запись о наличии в г. Бресте в это время участка земли, принадлежащего Пожежинскому священнику (Поп Пожежинский). Говорится ли здесь о географическом попе Пожежинском либо о священнике, церковь, приход, участок земли, огород, которого рассполагались в месте очень топком, жизном или жижном, можно сказать болотистом. В связи с этой информацией ищу ответ на вопрос о первом упоминании села (деревни) Пожежин, времени поставления его первой церкви, фамилиях его первых священников. Интересует практически все, связанное с началом образования, легендами, мифами, преданиями, сказами и т.д. о Пожежине. Этот вопрос чпезвычайно важен для локализации приходов средневекового Берестья на центральном острове. ПРи достаточно серьезной мотивации нахождения грунтов "Пожежинского попа" в Берестье можно вести речь о составлении карты православных приходов города на 1554 г., вместе с тем показывая на ней цц. Сергея и Вакха, Кузьмы и Дамиана, "Oraculo" и т.д.


2. Илья
2011-01-14 19:10

В статье Дзярнович, Алег, "Берестейский повет до и после реформы 1565–1566 гг.: к истории административно-территориальных единиц в Великом княжестве литовском," Ukraina Lithuanica, Киев, 2009, т. І, 43-55 (http://history.org.ua/LiberUA/Book/litva1/4.pdf), на странице 43 указано что Пожежин входил в состав Берестейского повета (волости), который известен с начала XVI века. Так что в середине того века вполне мог существовать здешний "поп Пожежинский".


3. nikand58@gmail.com
2011-03-03 21:54

Рад Вашему ответу. Спасибо. Эта информация нужна в плане обсуждения и будет внесена в издание по Св. Николаевскому Собору. Если желаете быть упомянутым, сообщите свою фамилию и отчество, место службы, работы. Если нет, упомянут будет просто автор Илья.


Некоторые мысли об этом слове.


Характерный штрих в пользу жижной (топкой) земли - заболоченная местность около с. Пожежина.


Вторая версия, считая от предыдущего письма и объединяющая Пожежин и Берестье, заключается и ассоциируется со словом Пожар. По словарю Древнего славянского языка Миклошича, Востокова, (СПБ., 1899) пожежение - стоит под знаком ?, вместе с тем дается трактовка слову пожженне т.е. сожжение. Таким образом, "пожежинский поп" - есть священник, погоревшей либо сгоревшей церкви, участок которого находится в Берестье. Не исключено, что в селе Пожежин в 1554 г. была церковь (тогда на основании чего?, нет источника), что невероятно, и тот священник имел надел в Берестье. Так? Рациональнее было бы купить землю в более близких, уже существующих приходах, ВеликоРите, Прилуках, Каменице Журовецкой, Роматово. На основании каких событий случилось так, что такому удаленному от города св-ку позволено было иметь в нем свой удел? Что он на нем делал и мог делать? Это же столица кафедры (Св. Николаевский Собор). Заниматься хозяйством было рациональнее на просторе, а не в Берестье.
В связи с этим возникает вопрос. Почему опущено упоминание Пожежинской (в нынешней локализации) церкви 1554-66 гг., а лишь только в 1637 г. в первый раз упоминается о этой церкви в Актах ВАК (кажется Т. 2). Загадка? Разрешение ее кроется, по всей видимости, в понимании смысла, который вкладывался в слово Пожежин.
Я склонен предполагать, что здесь речь идет о берестейской церкви, горевшей или сгоревшей в случае некоеей войны. Какой? Вопрос другой. Время Александра Ягелончика для города было крайне неспокойным. В 1497, 1505-7 город платил дань Менгли-Гирею. Просто так ясырь не платят. Должна быть инвазия татар в Брест. А до этого второе православное восстание в 1441-43 гг., полыхавшее от Берестья до Днепра, во времена Свидригайло, могло внести свои огненые коррективы.


Характерный штрих в пользу жижной (топкой) земли - заболоченная местность около с. Пожежина.


4. Илья
2011-03-21 19:15

И я рад если помог. Я не специалист, и не знаток по этим вопросам - просто православный верующий. Если Вы помянёте меня грешного в своей молитве - самая большая мне награда и помощь.


Всего : 4, на странице: 4

Ваш комментарий

* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение 10 Минут

Имя:

Введите код с картинки:

Контакты:

273298808

Партнеры:

Поддержите наш сайт, посетите проект партнеров: